История и легенды авиакомпании Pan American

Бизнес авиакомпании — один из самых сложных и рискованных бизнесов. Предпринимателя ждут риски со всех сторон. Кажется, даже наркобизнес сулит меньше рисков потерять деньги. Но тем не менее, в мире постоянно появляются и исчезают авиаперевозчики.

За последние 50-70 лет в авиаперевозках изменилось практически все и путь современных компаний основательно выстлан останками уже несуществующих романтиков.

Изучая современную историю гражданской авиации, сложно найти более легендарную и революционную авиакомпанию, чем Пан Ам — Pan American World Airways.

Сейчас это название редко воспринимается, как что-то реальное, а некоторые и в правду считают его лишь названием сериала. А ведь история PanAm закончилась не так давно, в 1991 году.

Основанная в 1927 году, как компания, выполнявшая перевозки людей и почты между Кей-Вест(штат Флорида) и Гаваной с помощью самолетов, садящихся на воду, Пан Ам пережила все основные авиа пики и кризисы 20-го века.

Но давайте по порядку. Выиграв тендер как перевозчик почты в США, авиакомпания получила хорошую основу для будущего роста, который удачно совпал с первым бумом авиаперевозок — уже в 30-х годах Пан Ам активно скупала маленькие и остановившиеся авиалинии для расширения маршрутной сети в США и Южной Америке.

Тогда компания шла во многом быстрее рынка, создавая инфраструктуру для перевозок в прямом смысле собственноручно — создавая перевалочные пункты на островах и используя самолеты с посадкой на воду, PanAm смог построить первые тихоокеанские и трансатлантические маршруты. Да, именно эта авиакомпания, с помощью нескольких дозаправок, осуществила первый пассажирский рейс между США и Британией, положив начало покорению океана гражданской авиацией.

А тем временем развитие техники шло дальше… В начале 40-х самолеты с посадкой на воду начали отходить на второй план. Пан Американ начала использовать самолет Boeing 307 — первое судно, способное лететь на высоте 6000 метров и не зависеть от погодных условий. Но с этим с типом самолетов не сложилось — все 14 построенных для ПанАм бортов после переоборудования были отправлены на фронт для обеспечения правительства и армии США.

В послевоенное время начался первый бум роста авиаперевозок. Модернизируя свой флот, компания открывала и оптимизировала все больше и больше дальнемагистральных маршрутов. Так, в 1946 году вы могли долететь из Майями в Буенос-Айрес за 71 час, а спустя 12 лет, путь в столицу Бразилии из Нью-Йорка занимал “всего” 25 часов. PanAm была на коне.

Увеличив дистанцию полета и количество посадочных мест, это судно стало еще одним счастливым билетом компании. Стоимость перевозки падала, объемы росли.

В 1966 PanAm в который раз вошла в историю — стала ключевым заказчиком и первым эксплуатантом легендарного джамбо джета, красавца Boeing 747, осуществив на нем рейс Нью-Йорк — Лондон 21 января 1970 года.

Получив возможность беспосадочных трансатлантических перевозок, авиакомпания достигла своего пика. Прямые рейсы в Токио, Лондон, Европу. Pan Am, к слову, была единственной до 79 года, кто выполнял прямые рейсы в СССР из Соединенных Штатов.

Обладатель лучшего летного состава, лучшего сервиса, создатель первой компьютеризованной системы бронирования билетов, один из первых коммерческих заказчиков сверхзвукового Конкорда (AirFrance и British Airways получили самолеты от правительства практически бесплатно), а позже заказчик в проекте сверхзвукового Боинга (он так и не появился), строитель и вледелец легендарного круглого терминала в аэропорту JFK в Нью-Йорке, создатель легендарной небесно-синей униформы для экипажа, а также владелец известного нью-йоркского небоскреба, известного теперь под вывеской MetLife.

ПанАм — были на вершине. Но что-то пошло не так…

В начале 70-х рекламные материалы гласили “Самая опытная авиакомпания в мире”. Этот опыт в который раз стал губительным.

С эгоистической верой в себя, ставкой на бурный рост объема авиаперевозок и инвестиций в новые самолеты, Pan Am вошла в нефтяной кризис 73-го года.

Рынок менялся: США предпринимало усилия уравнять конкуренцию, профсоюзы получали все больше силы, нефть дорожала, а новые, молодые компании продолжали появляться. При этом рост перевозок оказался ниже прогнозируемого и компания начала основательно терять деньги, не сумев окупить растущую цену горючего, не справляясь с конкуренцией, обладая большими, черезмерно вместительными авиасуднами.

Возможно, большая распродажа активов и обновление руководства начала 80-х, а также антикризисные меры по смене магистральной стратегии исправила бы ситуацию, однако война в Персидском заливе 90-91 годов и еще один, более резкий рост стоимости нефти, забили последний гвоздь в некогда крупнейшую компанию и 8 января 1991 Pan American Airways объявила о банкротстве.

Часть активов были приобретены Дельтой, немецкие активности ушли ЛюфтГанзе, бренд был продан политику и предпринимателю, связаному с индустрией.

Дальше были длительные и мучительные конвульсии еще недавно великого перевозчика…

Жизнь в который раз убеждает, что нельзя позволять опыту ослеплять, что нельзя игнорировать рынок, что не стоит заниматься невероятно рискованным бизнесом авиаперевозок. Но даже эта история, одна из десятков, не остановит мечтателей, который снова и снова просыпаются с идеей взмыть вверх на борту судна, носящего имя собственной авиакомпании…

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

История и легенды авиакомпании Pan American