Пирамиды — памятники величия фараонов

Но левом берегу реки Нил, в 15 км от столицы Египта Каира, который называют городом тысячи минаретов, находится пустынное плато Гизы.

Примерно в 2560-х годах до н. э. на нем в течение 20 лет возводились самые выдающиеся сооружения Древнего мира, три пирамиды фараонов: Хуфу, названного древнегреческим писателем Геродотом Хеопсом, его сына Хафра, по-гречески Хефрена, и внука Менкаура, по-гречески Микерина. Наиболее известная среди них и самая высокая, когда-то 146 м, а теперь 137 м,— пирамида Хеопса. Она единственная из Семи чудес света дошла до наших дней.

Начиная с XIX века ученых интересовал вопрос, с какой целью фараоны возводили эти гигантские сооружения? Что хотели показать миру — свое величие, бескрайнюю власть? Или с помощью каменных гигантов, устремленных в небо, они надеялись умилостивить богов?

Слово «фараон» в Древнем Египте не употреблялось. Это слово греческого происхождения было заимствовано из Библии как эвфемизм, позволявший называть египетских правителей без упоминания их длинного и сложного имени и списка разных царственных титулов. Обычным же наименованием египетских царей в те далекие времена было выражение «Повелитель Тростника и Пчелы», то есть повелитель соответственно Верхнего и Нижнего Египта, либо просто «повелитель обеих земель», и у египтян произносилось как «Энсэби».

Архитектором пирамиды Хуфу считается Хемиун — брат или племянник фараона, он же визирь. Созданное им уникальное каменное сооружение до 1300 года, когда был возведен кафедральный собор в Англии, оставалось самой высокой постройкой на земле.

 Слово «пирамида» тоже греческого происхождения, оно означает большую кучу пшеницы. Египетские каменные пирамиды видны издалека. За несколько километров от плато Гизы, в горячем струящемся от земли воздухе, появляются желтовато-серые треугольные призраки. Они кажутся памятниками какой-то неизвестной современному человечеству цивилизации.

Нам неизвестно, кто первый предложил построить пирамиду, кто был архитектор, который первым предложил такую форму пирамиды: четырехугольное основание и четыре стороны в виде треугольников, соединяющихся вверху.

Известно, что в период первых династий египетских фараонов сооружались так называемые мастабы — «дома после жизни» — погребальные камеры в земле, которые обозначались простым надземным каменным сооружением. Мастабы делали из необожженных кирпичей, которые кверху зауживались. Чем более великим ощущал себя фараон, тем выше и мощнее делались мастабы, в которых устраивали молельни и помещения для погребального инвентаря. В этой форме выражался главный принцип построения пирамид, которым руководствовались жрецы и архитекторы — «тело к земле, а дух к небу».

ИНТЕРЕС К ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ

Появление пирамид — это следствие верования древних египтян в загробную жизнь, следствие усложнения процесса обрядности жрецов, которые всячески подчеркивали свою обособленность, свою великую значимость. Именно жрецы по заведенной традиции с первого дня рождения фараона приучали его к мысли, что он подобен богу, он должен властвовать над своим народом, а после смерти его жизнь продолжится в другом сакральном мире.

Жрецы утверждали, что фараон не случайно носит титул Сына Солнца, он воплощает всю полноту власти в стране и после своей физической смерти должен быть присоединен к богам.

И с первых шагов правления каждый фараон начинал заботиться о своем путешествии в иной мир, загробный, заоблачный, бессмертный и потому достойный не меньшего внимания, чем реальный.

Согласно верованиям того времени, царство бессмертия могло существовать только скрытно от глаз живущих людей, под землей, оттуда душа начинала свое восхождение в сияющую вышину, к солнцу.

Именно жрецы во время разных религиозных обрядов и посвящений напоминали, что тело человека смертно, а вот душа продолжает жить и бродить после смерти. Однако бессмертной душа человека окажется лишь при условии, если тело умершего будет забальзамировано и уложено в каменный саркофаг. Наедине с вечностью усопший фараон должен был оставаться в полном покое и одиночестве.

Этому и служили подземные храмы. Пирамиды наверху являлись только каменными памятниками, своеобразными надгробиями, острыми гранями указывающими путь в небо.

СЕКРЕТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

Для постройки пирамид собирали десятки тысяч невольников по всему Египту, искали в соседних землях, не забывали и о своих подданных. Местные крестьяне должны были отработать на «стройке века» несколько месяцев или пожертвовать средства.

В далеких каменоломнях, на противоположном берегу Нила, рабы пробивали в скалах отверстия, туда забивали деревянные колья, которые поливали водой. Дерево разбухало, расширялось, и огромные глыбы камня отваливались от скал. На это уходило много времени и сил. Блоки обрабатывали на месте, делали прямоугольными, гладкими, каждый весом примерно 2,5 тонны, но некоторые достигали нескольких десятков тонн.

В эпоху, когда еще не было колес, эти плиты укладывали на огромные деревянные салазки и с помощью запряженных волов и рабов по специально построенной многокилометровой деревянной дороге, которую для лучшего скольжения постоянно поливали водой, тащили в сторону плато Гизы. Через Нил их переправляли на судах и плотах.

Плиты или блоки из базальта, гранита и облицовочного известняка были хорошо отшлифованы, плотно прилегали друг к другу, между ними не оставалось даже малейшей щели. Для подъема плит на следующий этаж возводили длинные песочные насыпи, на которые укладывали деревянные настилы. Волы вместе с рабами затаскивали плиты наверх. Для дальнейшего подъема использовали также примитивные деревянные «краны» с противовесами, называемые Геродотом машинами. По мере роста пирамиды песочная насыпь, или пандус, удлинялся и поднимался вверх.

Хеопс не дожил до конца строительства.

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ ФАРАОНОВ

После смерти фараона проходила особо торжественная церемония прощания с усопшим и отправления его в длительное путешествие в вечность. Построенная пирамида становилась «вечным домом» для мумифицированного тела, а душа отбывала в странствие.

Закрытый каменный саркофаг устанавливали в пирамиде на постамент, вокруг раскладывали дорогие сокровища, нужные в дороге вещи. После этого камеру замуровывали мраморными плитами, заваливали камнями все проходы, чтобы никто не потревожил фараона, ожидавшего восхождение к солнцу…

Первую попытку проникнуть внутрь пирамиды Хеопса предпринял халиф Абу Джа-фар аль-Мамун (786-833) в 831 году. Несколько месяцев его люди пытались найти вход в пирамиду, закрытый во время римской оккупации Египта. Благодаря шуму падающих камней внутри пирамиды им удалось выйти в нисходящий коридор и пробить ход внутрь
пирамиды.

После долгих трудов аль-Мамун проник-таки в комнату фараона Большой пирамиды, где надеялся найти несметные сокровища египетского царя. Но, кроме пустого гранитного саркофага и слоя белой пыли, вроде талька толщиной в поллоктя, ничего не нашел. Во избежание бунта аль-Мамун приказал срочно доставить из Багдада небольшое количество золота и подбросить его в одно из помещений пирамиды. Но настоящих царских сокровищ он не нашел.

Куда же делись фараоновы ценности, не считая деревянной Солнечной ладьи?

На этот счет существуют две версии. Первая: фараона не стали хоронить в пирамиде, так как он умер до завершения ее строительства, и новый фараон повелел захоронить мумифицированное тело в другом месте. По второй версии, пирамиду разграбили до халифа.

Правда, глядя на каменный саркофаг, возникает ощущение, что его вообще не достроили. Зачем? Тело для захоронения отсутствовало, и вход просто замуровали. Ученые склоняются к первой версии — скорее всего, захоронение Хеопса в пирамиде не состоялось.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Пирамиды — памятники величия фараонов