Чего добился Муссолини?

Вовсе не соблюдения железнодорожного расписания. Более того, при Муссолини поезда стали еще менее пунктуальны, чем прежде. Уже в 1925 г. сочувствовавшие фашизму европейцы и американцы говорили о Муссолини: «По крайней мере, при нем поезда ходят по расписанию».

Так сглаживалась критика в адрес его деспотического режима. Но даже если бы все легенды о Муссолини имели под собой почву, лишь сильный лидер мог навести порядок в том хао­се, что царил в Италии после Первой мировой войны.

Сегодня это клише используют, когда нужно прини­зить бесполезного человека либо в качестве саркасти­ческого брюзжания по поводу недостатков своей соб­ственной страны: «Даже Муссолини и тот добился того, чтобы поезда ходили по расписанию!»

Когда Муссолини возник на политической сцене нача­ла 1920-х гг., итальянская железнодорожная сеть функци­онировала не хуже любой другой в Европе. Здесь, в первую очередь, следует отдать должное кавалеру Карло Крова, в 1920-х гг. — главному управляющему Итальян­ских государственных железных дорог. Из руин горстки частных компаний он смог создать слаженно работаю­щую национализированную железнодорожную сеть. Про­сто дело всей жизни Карло случайно совпало с приходом Муссолини к власти.

По сообщениям иностранных журналистов и диплома­тов тех лет, при фашистском правительстве в Италии 1930-х гг. поезда ходили не очень-то хорошо, особенно пригородные. В 1935 г. топливо и личный состав желез­ных дорог перебросили для снабжения военной экспансии в Эфиопию. С началом Второй мировой войны уголь пришлось импортировать посуху, а не, как раньше, морем, и железные дороги не были готовы к такой работе.

Правительственная итальянская пропаганда — в част­ности, запрет на сообщения о задержке поездов — не позволяла вплотную заняться решением возникших про­блем. Официально железные дороги в Италии функцио­нировали прекрасно, и никто не осмеливался против это­го возразить.

Интересно, что даже в своих перенасыщенных деталя­ми хвалебных биографических сочинениях дуче никогда не утверждал, что итальянские поезда ходили по распи­санию благодаря ему. Хотя источником мифа вполне мог быть и он сам.

В его авторизованной биографии есть такой рассказ: когда в 1922 г. король вызвал Муссолини, чтобы поручить ему формирование правительства, тот якобы предупредил начальника местной железнодорож­ной станции: «Учтите, мы должны отбыть строго по расписанию. С этого момента все должно функциониро­вать безупречно!» При Муссолини построили и отреставрировали целый ряд железнодорожных станций — в частности, вокзал Остиенсе в Риме. Его специально спроектировали та­ким образом, чтобы Гитлер во время посещения города мог прибыть «во что-то по-настоящему древнеримское».

Одним из множества нереализованных честолюбивых замыслов Муссолини было выпрямление падающей Пизанской башни: по мнению дуче, она давала ложное пред­ставление о новой Италии. По приказу Бенито Муссолини в 1934 г. шаткий фундамент попытались укрепить с помо­щью тонн жидкого бетона. Весь бетон, однако, всосало в сырую глину, и башня еще больше просела.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Чего добился Муссолини?