Письменность цивилизации долины Инда

К числу древнейших цивилизаций мира относятся шумерская, египетская, китайская и индская. Последняя развилась на территории северо-западной части Индийского субконтинента, ныне занимаемой Индией, Пакистаном и Бангладеш. Письменные документы первых трех цивилизаций поддаются прочтению. Надписи же, оставленные индской цивилизацией, во многом остаются загадкой.

Поэтому все наши знания о цивилизации долины Инда основываются исключительно на памятниках материальной культуры, извлеченных на свет археологами. По иронии судьбы в части света, прославленной древностью ее литературы, даже самые ранние повествования не содержат достоверной информации о первой расцветшей там великой культуре.

Цивилизацию долины Инда называют хараппской, по названию одного из двух ее крупнейших городов — Хараппа (другим был Мохенджо-Даро). Трудности, встающие перед дешифровщиками хараппского письма, на первый взгляд кажутся непреодолимыми. В значительной мере эти трудности объясняются тем, что представители хараппской культуры пользовались письмом в сравнительно редких случаях. Их «тексты» состоят почти исключительно из кратких надписей на печатях и столь же кратких граффити на керамических изделиях.

Хараппская печать

Граффити на керамике

Самая пространная из известных надписей содержит 21 знак, а в обычных текстах в среднем насчитывается всего по пять-шесть знаков. Это обстоятельство, равно как и пиктографический характер многих знаков, давало простор для воображения не одному исследователю. Предпринимались серьезные попытки связать хараппскую письменность с минойской, ханаанейской, хеттской и даже своеобразным «письмом» острова Пасхи.

Изыскания последних лет, строившиеся на данных археологии о жизни Хараппы, привели к более перспективному подходу к проблеме дешифровки. О некоторых достигнутых результатах мы и попытаемся рассказать.

Место нахождения

За десятилетия, прошедшие после открытия двух великих центров хараппской цивилизации в 20-х годах, в
особенности после второй мировой войны, индийские и пакистанские археологи установили местоположение почти 1000 хараппских городищ. Они расположены широкой дугой, начинающейся у побережья реки Нармада на западе Индии и идущей к северу через Гуджарат и Куч, по районам пакистанского Синда и западного Пенджаба и далее через индийский Раджастан и восточный Пенджаб вплоть до окрестностей Дели.

Ряд поселений был обнаружен вдоль побережья Аравийского моря почти до самой иранской границы и в Белуджистане, а недавно французская археологическая экспедиция открыла еще одно такое поселение вблизи древнего Окса (Аму-Дарьи), в глубине Центральной Азии.

Большинство хараппских городищ невелики по размерам, они занимают плошадь один-два гектара и обычно располагаются поблизости от рек или ручьев. В распространении этих поселений можно, по-видимому, проследить три этапа.

Городища раннего периода расположены в пределах или недалеко от пограничной области между Ираном и Индийским субконтинентом. Поселения периода расцвета распространены гораздо шире. Большинство их находится в самой долине Инда, но и столь отдаленные городища, как те, что обнаружены в Белуджистане и вблизи Окса, также относятся к этому времени.

Самые поздние поселения лежат главным образом к югу и востоку от Инда. Находки, сделанные на этих позднейших поселениях, свидетельствуют о том, что носители более древней хараппской культуры смешивались с местными скотоводческими и земледельческими народами. Эти находки наводят на мысль, что хараппская цивилизация не кончилась вдруг, а сыграла определенную роль в развитии того сельского образа жизни, который столь характерен для этого субконтинента и в наши дни.

Особенности хараппской культуры

Что же рассказывают нам археологические памятники о жизни носителей хараппской культуры? Они говорят о том, что, во-первых, хараппцы преимущественно занимались сельским хозяйством, выращивали злаковые и огородные культуры, а разведение крупного рогатого скота составляло основу их экономики; во-вторых, материальная культура хараппцев при всей ее простоте была весьма богатой.

Хараппцы использовали медь и бронзу для изготовления орудий труда и оружия, а из золота и серебра делали иногда бусы, служившие основным видом украшений. В то же время большую часть артефактов составляют предметы из дерева и кости, раковин, кремня и глины, т.е. из материалов, имевшихся в данном регионе в изобилии. Иногда, правда, встречаются и бусы, искусно выточенные из более редких полудрагоценных камней, таких, как агат, сердолик и лазурит. (Городище, расположенное у Окса, находилось неподалеку от древних разработок лазурита).

 

Еще одной замечательной чертой, характерной для культуры хараппцев, является высокая степень стандартизации. В архитектуре использовались кирпичи стандартных размеров, и способы их кладки повсюду были одинаковы. Дренажные и канализационные сооружения были однотипными, размеры жилищ — одинаковыми, а размещение особых сооружений (по-видимому, общественных зданий) по
отношению к частным домам подчинялось стандартному плану.

Другими проявлениями стандартизации было наличие единой системы мер и весов, единообразные формы и орнаментация керамических изделий и таких артефактов, как ковши, грузила на ткацких станках и даже игрушечные повозки.

Одновременно можно указать, что некоторые присущие хараппской культуре явления перешли в более позднюю индийскую культуру, например харак-терные прически, многочисленные браслеты и ожерелья и даже сам стиль хараппских статуэток.

Сказанного достаточно для самого общего представления о том, что нам известно о культуре Хараппы. То, чего мы не знаем, может быть не менее важным. У нас нет никаких данных о соперничестве между различными государствами хараппской цивилизации, о войнах, которые они вели, о широкой международной торговле или о царях и их дворах и крупных храмовых комплексах, характерных для других цивилизаций древнего мира.

Археологические находки практически ничего не сообщают о религии или политической и социальной организации хараппского общества. И все же хараппская цивилизация заметно повлияла на цивилизации, пришедшие ей на смену.

Хараппцы возделывали хлопок и, возможно, сеяли рис, одомашнили кур. Они, по-видимому, изобрели игру в шахматы и ветряной двигатель, один из двух важнейших в древности источников немускульной энергии (вторым было водяное колесо).

Когда же расцвела эта загадочная цивилизация? На этот вопрос ученые не дают однозначного ответа, но по
имеющимся данным можно предположить, что расцвет хараппской цивилизации приходится на период приблизительно с 2200 по 1700 г. до н.э. Большинство хараппских городищ предположительно существовало не более двухсот лет. Видимо, они переживали недолгий период роста и развития, в течение которого формировалась четкая структура общества и устанавливались связи с другими поселениями.

Попытки расшифровать записи

Прочтение хараппских надписей — задача настолько трудная, что многие ученые считают ее неразрешимой. Во-первых, эти древние надписи представляют собой неизвестную письменность неизвестного языка и не имеют параллельных двуязычных текстов, как, например, Розеттский камень в Египте или надписи на Бехи-
стунской скале в Иране.

Во-вторых, сложность прочтения хараппского письма усугубляется отсутствием пространных текстов. Полный корпус хараппских надписей включает примерно 4000 печатей, оттисков (отпечатков на глине) и граффити на керамике.

К тому же многие из этих печатей повреждены, а надписи на керамике часто сохранились неполными из-за сколов и обломов. И наконец, понять хараппское письмо сложно еще и потому, что им пользовалась цивилизация, которая не только была удалена географически от других цивилизаций своего времени, но и далеко отстояла хронологически от высокоразвитых культур, сменивших ее на Индийском субконтиненте.

К счастью, на хараппских печатях имеются не только надписи, но и рисунки, тематика которых может дать
ключ к пониманию содержания надписей. Большая часть хараппских печатей имеет квадратную или прямоугольную форму. Они сделаны из мягкого и легко поддающегося обработке и резьбе стеатита.

На оборотной стороне большинство печатей имеет выступ с дырочкой для ношения на шнурке; на лицевой стороне вырезаны зеркальные изображения надписи и рисунка. Текст и рисунок, вероятно, указывали на личность владельца печати, и ее оттиск на предмете говорил о его принадлежности хозяину этой печати.

Рисунки большинства хараппских печатей содержат один из двух характерных изобразительных мотивов. Первый включает изображение животного. Обычно это длиннорогий бык, но иногда зебу, буйволы, козы, короткорогие быки, носороги, тигры, гавиалы (речные индийские крокодилы) и слоны.

Перед животным изображался какой-то предмет. Рядом с дикими и опасными животными помещали нечто вроде блюда, а домашних животных изображали либо у корзины, либо (в особенности длиннорогого быка) у
«штандарта», наподобие тех, которые, судя по изображениям на других печатях, носили во время религиозных процессий.

Еще в 30-х годах английский ученый Дж.Р. Хантер определил, что хараппская письменность имела всего
396 отдельных знаков. Более позднее исследование добавило еще 23 знака, так что теперь общее количество известных знаков — 419. Статистический анализ показывает, что они встречаются 13 376 раз в 2290 известных текстах. Из 419 знаков 113 встречаются только один раз, 47 — дважды, 59 — менее пяти раз.

Фактически это означает, что оставшиеся 200 знаков употреблялись более или менее постоянно, причем, как показывает анализ, добрая половина из них представляет собой комбинации из простых знаков другой половины.

Полученные данные доказывают, что хараппское письмо не было ни алфавитным, подобно письменности
санскрита, ни логографическим (когда отдельные знаки обозначают слова), какой является китайская письменность. Хараппское письмо следует отнести к логосиллабическим системам письма, в которых некоторые знаки означают слова, а другие используются лишь для передачи их слоговых зна-
чений или звуков.

Примерами такого рода письма являются египетские и ранние шумерские знаки, а также сов-
ременные японские. Тот факт, что половина находившихся в постоянном употреблении хараппских знаков представляет собой комбинации других столь же употребительных значков, позволяет допустить, что такие комбинации использовались для обозначения абстрактных понятий (как, например, в китайском письме слово «яркость» изображают двумя стоящими рядом иероглифами, означающими солнце и луну) и для подбора слогов, чтобы составить слово.

Хараппские цифры

Комбинированные знаки

Пиктограммы

Итак, по всей вероятности, языком обитателей Мохенджо-Даро и Хараппы приблизительно 4000 лет назад
был древний дравидийский. Хараппские писцы старались выработать для него письменность с тем, чтобы можно было назвать имена и титулы представителей элиты Индской цивилизации.

Хараппская цивилизация, однако, была распространена на столь обширной территории, что значительное количество недравидийских слов должно было неизбежно попасть в язык хараппцев, точно так же как позже дравидийские слова заимствовались индо-ариями.

Дешифровщикам еще предстоит очень большая работа, и, несомненно, то, что мы здесь изложили, не лишено упущений и ошибок. Оставшаяся часть работы не менее увлекательна, чем проделанная. И она ведет к цели, которая до самого недавнего времени казалась недостижимой — сбору информации о политической и социальной организации хараппского общества, его идеологии и других более веских доказательств того, что, заложив основы современной сельской Индии, хараппская культура не исчезла окончательно.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Письменность цивилизации долины Инда