55-летие самого быстрого в мире самолёта Lockheed SR-71 Blackbird

Первый полёт этого необычного самолёта-разведчика состоялся в далёком 1964 году, но и сегодня, спустя более чем полвека, его футуристический дизайн выглядит вполне по-современному. На сегодняшний момент «чёрный дрозд» Lockheed SR-71 является самым быстрым самолётом в мире, развивая скорость более чем в три раза быстрее скорости звука, то есть, более километра в секунду. Это официально зарегистрированный рекорд скорости для летательных аппаратов.

Сверхзвуковой американский разведчик Lockheed SR-71 – один из самых быстрых самолетов в мире

Сверхзвуковой американский разведчик Lockheed SR-71 – один из самых быстрых самолетов в мире

SR-71 разрабатывался главным образом для разведки советских территорий в северных районах. В то время наиболее оптимальным путем доставки ядерных стратегических ракет был путь через Северный полюс. Соответственно, все северное побережье СССР покрывало сплошное радиолокационное поле, которое обеспечивали «точки» ПВО, щедро рассыпанные по северным архипелагам. Для разведки технических деталей средств ПВО и нужен был SR-71.

SR-71 в полете

SR-71 в полете

Всего было построено 36 таких самолётов, и те, которые состояли на вооружении, базировались в Норвегии и Англии. При появлении SR-71 по советским средствам ПВО проходил сигнал «Дрофа», объявлялась готовность номер один, и РЛС сопровождали его полёт. Ни один советский истребитель и ни одна зенитная ракета не имели возможность перехватить «Дрофу», летящую с гигантской скоростью в стратосфере на высоте 25 километров…

SR-71 на взлетно-посадочной полосе

SR-71 на взлетно-посадочной полосе

При конструировании самолёта инженерам пришлось столкнуться со множеством проблем – при таких скоростях многие материалы кардинально меняли свои физические характеристики из-за сверхвысокого нагрева в полёте. Так, корпус самолета разогревался до 250 градусов, а некоторые его части – и до 400. В результате практически весь корпус самолёта-ракеты конструкторы изготовили из титана, а кабину пилотов оборудовали охлаждающими устройствами.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1131118/pub_5c7587c9317b9c00b411c9d4_5c75886ebe549400b427d214/scale_1200

По иронии судьбы, крупнейшим и практически единственным добытчиком титана на тот момент являлся Советский Союз. И в ЦРУ была разработана очень сложная схема покупки советского титана с использованием большого количества подставных компаний, в том числе и из других стран. Таким образом, почти весь металл, используемый в самолётах для разведки территории Советского Союза, был куплен в самом Советском Союзе.

SR-71 в фильме "Дедпул"

SR-71 в фильме «Дедпул»

Вообще, при разработке «дрозда» многое стандартное оборудование было изготовлено заново специально для этого проекта. Вместо кислородной маски применялась система жизнеобеспечения в виде высотного скафандра. Для питания двигателей использовалось специально разработанное для сверхзвуковых самолетов топливо повышенной вязкости и высокой температуры воспламенения. Каждый вылет самолета сопровождался многочасовой предполетной подготовкой целой группой военных специалистов с частичной разборкой и проверкой узлов и механизмов. Стоит ли говорить о том, что обслуживание и содержание этих самолетов обходилось в гигантскую сумму? В результате к 1998 году эти самолеты были выведены из эксплуатации. Немало поспособствовали этому потеплевшие отношения между США и Россией, а также практически полное расформирование российских северных воинских частей – к этому времени более оптимальным способом доставки ядерных ракет стало использование стратегических атомных подводных лодок.

Последнее пристанище SR-71

Последнее пристанище SR-71

Ныне несколько списанных Lockheed SR-71 нашли свое последние пристанище в музеях, где этой красотой могут полюбоваться все желающие…

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

55-летие самого быстрого в мире самолёта Lockheed SR-71 Blackbird